Семинар " Система преподавания Кубановедения" в  МБОУ СОШ №5

 

 

С 1 сентября 2004 года согласно приказу ДОНа Краснодарского края №01.8./889 от 27.05.2004 г. «Об утверждении регионального БУПа Краснодарского края» в учебный план МБОУ СОШ № 5 был включен курс «Кубановедение».

 

        Кубановедение означает знание о своей малой родине, от слов «ведать», «знать» свою родную Кубань, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев. Вместе с тем кубановедение понимается и как «путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему».

(фото1)

        Курс «Кубановедение» является важным средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Законе Российской Федерации об образовании. Основополагающая идея закона – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и к региональному курсу «Кубановедение» как одной из составляющих в решении этой задачи, т.к. прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином своей школы, поселка, знать их традиции и жить их жизнью и заботами. В процессе школьного обучения, обретая знания, учащиеся накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

        За 7 лет у нас накоплен опыт преподавания данного курса. Учителя школы немало делают на уроках кубановедения, географии, биологии, русского языка и литературы,  чтобы ученики знали особенности кубанской речи, имена кубанских поэтов и писателей, читали их произведения, знали наших композиторов и художников, спортсменов и деятелей культуры, ученых, известных людей, знали историю, животный и растительный мир, понимали особое геополитическое положение Краснодарского края, знали свой край как свою родину, любили ее, чтобы чувствовали себя необходимыми в ней, чтобы понимали, что процветание родной Кубани зависит от каждого из нас, чтобы знали, уважали и развивали традиции народов Кубани, чтобы гордились своей принадлежностью, привязанностью к этому лучшему на земле краю. Педагогами, преподающими кубановедение, создана «Копилка передового опыта»: разработаны сценарии уроков, внеклассных мероприятий.

        С целью обеспечения освоения и использования наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, постоянного повышения уровня подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно- образовательной работы, проведения обмена опытом успешной педагогической деятельности создано методическое объединение учителей кубановедения на базе кабинета кубановедения.

        Ежегодно  в школе проводится  «Неделя кубановедения», в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о родном крае.          Учащиеся школы не только во время уроков, экскурсий по родному краю и внеклассных мероприятий изучают край,  узнают о нем из информационного стенда «Моя Родина- Кубань».

   Постепенно пополняется учебно-методической литературой по кубановедению школьная библиотека, методическая копилка и медиотеки разработок уроков кубановедения ориентированных  на учащихся нашей школы. Учителя и ученики теперь могут при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям быстро отобрать нужную литературу не только в школьной библиотеке, но и в библиотеке  поселка Октябрьского.

  Результатом работы преподавателей нашей школы по  кубановедению является успешное выступление на Краевых конкурсах, школьных, муниципальных  олимпиадах.  Так  2010 году ученик нашей школы Колесников Кирилл занял призовое место на районной олимпиаде по Кубановедению. На Краевом конкурсе  сочинений «По страницам биографий прославленных земляков» ученица нашей школы Гирель Елена стала победителем и обладателем гран-при, а Котивец Кристина заняла 1 место и получила медаль. Еще одна ученица нашей школы Трахачева Наталья стала дипломантом  муниципального этапа православного фестиваля «Рождественская звезда». На уроках музыки мы изучаем песни Кубанского казачьего хора, наши ученики Клименков Сергей и Тур Елизавета закончили школу искусств при Кубанском казачьем хоре.  ФОТО 3

Но, что самое главное, повысившийся интерес учеников к истории своего посёлка, семьи, в частности, и Краснодарского края, в общем.

 

«...еле слышно, на цыпочках подкрадывается вечер. Последние лучи солнца прощаются со своими подружками-березками, ласково целуются с  бутонами роз, весело пробегают до загона вместе с  глупеньким жеребенком, кивают на прощание  памятнику    А.И. Майстренко. Веет теплый ласковый ветерок. На ясном небе загорается первая звездочка. Ее таинственное мерцание предвещает наступление ночи. На душе тишина и покой. Я дома… Спокойной ночи, мой любимый поселок!». Гирель Елена

 

На уроках применяются  три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом:

 репродуктивная деятельность,

проблемные задания,

исследовательская деятельность ФОТО 2

 

     Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. На уроках применяю такие виды исследований, как опыты, экскурсии, классификация, путешествие по карте, информационный мини проект. В настоящее время в свете реализации планов национальной образовательной инициативы "Наша новая школа” возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся. Возрастает также и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования.

      Одной из таких технологий следует считать организацию исследовательской работы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Под  руководством  учителя географии Прокудиной Елены Сергеевны  ребята провели исследование природного комплекса урочища «Широкая Балка», экскурсии с изучением экосистемы реки Кубань, т.е  сезонные изменения природного комплекса реки Кубань. С этими работами ученики выступали на научно-практических районных конференциях  по «Кубановедению». В  школе предмет кубановедение преподаётся еще и  учителями биологии, которые знакомят  учащихся с экологией, животным и растительным миром Кубани, русского языка – изучают  особенности кубанской речи, именами кубанских поэтов и писателей, композиторов и художников, спортсменов и деятелей культуры, ученых. Хочется, что бы школьники понимали особое геополитическое положение Краснодарского края, знали свой край как свою родину, любили ее, чтобы понимали, что процветание родной Кубани зависит от каждого из нас, чтобы знали, уважали и развивали традиции народов Кубани, чтобы гордились своей принадлежностью, привязанностью к этому лучшему на земле краю.

    Ведение кубановедения  предполагает показ разнообразных иллюстраций, использование видеосюжетов, которые, как правило, берутся из разных источников – это книги, компьютерные диски, обучающие программы.

    Информационные технологии на уроках кубановедения:

Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы учителями школы  разработаны и накоплены как целые системы уроков, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

 Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины.

Викторины делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели – прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала.

Так же часто на  уроках  используются  кроссворды. Чаще всего работа с кроссвордами ведется на интерактивной доске, так как такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности.

Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

Очень много практических заданий на уроках кубановедения мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий,  можно условно разделить на 7 групп:

«Работа с рисунками»

«Кроссворд»

«Контурная карта»

«Вставьте слово»

«Имена»

«Соотнесите»

«Отметьте».

 

Научно-исследовательская  деятельность – экспедиции, предметные олимпиады, конкурсы социальных и творческих проектов, ученические научные общества, научно-исследовательская и поисковая деятельность на базе школьного  музея и поселковой картинной галереи

Курс кубановедения является межпредметным, сложность его заключается в совмещении разного рода наук. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в информационное пространство, что очень важно для эффективной социализации в обществе.

Учителя школы применяют различные уровни познавательной работы учащихся в зависимости от возраста школьников,  их подготовки, целей и задач проводимой работы: получение учащимися готовых  знаний о крае из лекций  учителя и региональных учебников; самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условие для более активной познавательной работы учащихся; углублённый исследовательский поиск, представляющий научный интерес; проектная деятельность научных обществ, экспедиции, спецкурсы.

         Каждый учитель использует нетрадиционные формы организации занятий по кубановедению: урок – викторина, урок – поиск, урок – лекция, урок – диалог, урок творчества, урок художественного чтения, урок – биография, урок – рассказ, урок – семинар, урок – конференция, урок – практикум, комбинированный урок, урок – экскурсия, урок – экспедиция, интегрированный урок, деловая игра, урок – сказка, урок – спектакль, урок – игра, урок – поход.

Изучая кубановедение мы открываем перед мир исторического прошлого Кубани – нашей малой родины, которой нельзя не гордиться. Кубань известна не только щедрой, уникальной природой. Она славится своими людьми, которые осваивали и защищали эту землю и сегодня делают всё, чтобы она по праву называлась жемчужиной России.  

ФОТО 4.

Хочется закончить свое выступление стихами ученицы нашей школы Епифановой Екатерины:

 

И у меня ты лишь одна такая,                                           

И потому я кланяюсь тебе!

Я низко кланяюсь тебе, Кубань, родная!

Горжусь, люблю и верую в тебя!

Цвети, красавица, от края и до края,

И  пусть Господь   всегда хранит тебя!

 

Твои просторы очаруют душу,

Степные ветры разовьют косу.

А пенье птиц можно часами слушать

И под прибой волны морской потом уснуть.

 

 Ты столько бед перенесла, родная,

Казачий род  тебя всегда спасал,

Своею кровью землю заливая,

Удары вражеские смело отражал.

 

Тебе, Кубань, нет ни конца ни края!

Предела нет душевной широте.

И у меня ты лишь одна такая,

И потому я кланяюсь тебе!

 

 

 

 

 

 

Назад

Hosted by uCoz